Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации - 2017
|
Забайкальский край в самом низу
|
Ротация
(к 2016)
|
Место
|
Субъект Российской Федерации
|
Балл
|
*
|
1
|
Чеченская Республика
|
18,75
|
*
|
2
|
Республика Ингушетия
|
19,42
|
*
|
3
|
Республика Дагестан
|
20,28
|
*
|
4
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
25,67
|
+3
|
5
|
Белгородская область
|
25,79
|
+4
|
6
|
Ростовская область
|
26,57
|
*
|
7
|
Ставропольский край
|
26,92
|
+3
|
8
|
Астраханская область
|
28,01
|
+3
|
9
|
Волгоградская область
|
28,07
|
-5
|
10
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
29,22
|
+5
|
11
|
Республика Мордовия
|
29,32
|
+6
|
12
|
Республика Татарстан
|
29,33
|
-7
|
13
|
Республика Калмыкия
|
29,82
|
-1
|
14
|
Мурманская область
|
30,09
|
-1
|
15
|
Курская область
|
30,84
|
+21
|
16
|
Калужская область
|
30,85
|
-2
|
17
|
Тюменская область
|
30,90
|
-9
|
18
|
Республика Северная Осетия - Алания
|
31,01
|
+7
|
19
|
Самарская область
|
31,70
|
+13
|
20
|
Владимирская область
|
31,99
|
+17
|
21
|
Свердловская область
|
32,26
|
+17
|
22
|
Новосибирская область
|
32,48
|
-4
|
23
|
Оренбургская область
|
32,55
|
+8
|
24
|
Чувашская Республика
|
32,77
|
+20
|
25
|
Ханты-Мансийский авт.округ-Югра
|
32,91
|
+10
|
26
|
Ленинградская область
|
33,39
|
+4
|
27
|
Томская область
|
33,42
|
-3
|
28
|
Саратовская область
|
33,43
|
-6
|
29
|
Рязанская область
|
33,50
|
-9
|
30
|
Республика Башкортостан
|
33,61
|
+30
|
31
|
Ярославская область
|
33,65
|
-4
|
32
|
г. Москва
|
33,70
|
+10
|
33
|
Ямало-Ненецкий авт.округ
|
33,75
|
-17
|
34
|
Республика Адыгея
|
34,12
|
+9
|
35
|
Новгородская область
|
34,22
|
+14
|
36
|
Тверская область
|
34,26
|
-7
|
37
|
г. Санкт-Петербург
|
34,38
|
+25
|
38
|
Хабаровский край
|
34,49
|
+18
|
39
|
Ульяновская область
|
34,59
|
-16
|
40
|
Омская область
|
34,60
|
-21
|
41
|
г. Севастополь
|
34,62
|
+14
|
42
|
Московская область
|
34,64
|
+5
|
43
|
Республика Марий Эл
|
35,01
|
-22
|
44
|
Тамбовская область
|
35,08
|
-18
|
45
|
Воронежская область
|
35,13
|
+8
|
46
|
Калининградская область
|
35,41
|
+5
|
47
|
Республика Алтай
|
35,65
|
-1
|
48
|
Орловская область
|
35,96
|
+16
|
49
|
Удмуртская Республика
|
35,97
|
-9
|
50
|
Псковская область
|
35,98
|
-16
|
51
|
Республика Тыва
|
36,09
|
-23
|
52
|
Республика Крым
|
36,10
|
-11
|
53
|
Брянская область
|
36,11
|
-20
|
54
|
Республика Саха (Якутия)
|
36,13
|
+7
|
55
|
Кемеровская область
|
36,19
|
+3
|
56
|
Ивановская область
|
36,32
|
+1
|
57
|
Еврейская автономная область
|
36,47
|
-12
|
58
|
Красноярский край
|
36,54
|
-10
|
59
|
Тульская область
|
36,64
|
-9
|
60
|
Смоленская область
|
36,73
|
+19
|
61
|
Республика Карелия
|
36,75
|
-22
|
62
|
Пензенская область
|
36,83
|
+1
|
63
|
Вологодская область
|
37,28
|
+8
|
64
|
Архангельская область
|
37,48
|
-5
|
65
|
Приморский край
|
37,52
|
+10
|
66
|
Камчатский край
|
37,71
|
-12
|
67
|
Липецкая область
|
38,04
|
-15
|
68
|
Челябинская область
|
38,06
|
+9
|
69
|
Сахалинская область
|
38,15
|
-1
|
70
|
Краснодарский край
|
38,67
|
-4
|
71
|
Костромская область
|
38,99
|
-1
|
72
|
Алтайский край
|
39,94
|
+10
|
73
|
Республика Коми
|
40,19
|
-6
|
74
|
Республика Хакасия
|
40,28
|
*
|
75
|
Кировская область
|
40,33
|
-3
|
76
|
Забайкальский край
|
40,46
|
-7
|
77
|
Иркутская область
|
40,79
|
+4
|
78
|
Амурская область
|
41,18
|
-13
|
79
|
Курганская область
|
41,72
|
-3
|
80
|
Нижегородская область
|
42,15
|
*
|
81
|
Пермский край
|
42,44
|
+2
|
82
|
Чукотский авт.округ
|
42,66
|
-4
|
83
|
Республика Бурятия
|
43,94
|
-10
|
84
|
Ненецкий авт.округ
|
46,60
|
*
|
85
|
Магаданская область
|
47,89
|
* - без изменений
Султан Хамзаев, руководитель Федерального проекта «Трезвая Россия»:
«Основная задача ежегодного «Рейтинга Трезвости Регионов -2017» заключается в том, чтобы абсолютно независимо и объективно оценить реальную антиалкогольную политику, а также ее последствия в каждом из регионов нашей страны. По сути, данный рейтинг является актуальной серьезной общественной экспертизой конкретной работы каждого из глав субъектов Российской Федерации по системной защите здоровья граждан конкретного региона от алкогольной угрозы. Мы ожидаем, что данный аналитический труд поможет региональным начальникам найти действенные меры, пути и методы для корректировки текущей ситуации и кардинального улучшения социального климата в своих субъектах».
Эдуард Петров, заместитель директора - начальник службы выпуска правовых программ ДИП «Вести» ГТК «Телеканал «Россия»:
«Журналисты правовой службы программы «Вести» совместно с Федеральным проектом «Трезвая Россия» побывали в нескольких регионах нашей страны - от Калининграда до Приморья. Репортеры своими глазами увидели, как местные правоохранительные органы борются с контрафактным алкоголем, а также с такими печально известными настойками как «Боярышник». Мы посмотрели, как рейтинг трезвости регионов отражает реальную обстановку в регионах России. Уникальность проекта в том, что корреспонденты программы «Вести. Дежурная часть» не только ориентируются на цифры, но и проверяют факты самостоятельно, проводя собственные расследования».
Сравнительный мониторинг за 2015-2017 годы впервые выявляет и наглядно показывает вектор и степень заботы региональных властей о населении, указывая им, в частности, где и что нужно исправить.
В качестве основы для составления «Рейтинга Трезвости Регионов - 2017» были выбраны наиболее важные критерии оценки степени трезвости регионов и связанной с ней социальной напряженности. При составлении рейтинга использовались следующие 6 критериев:
1. А1: «Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти (отравления алкоголем) /данные за 2016 год/».
2. А2: «Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы /данные на конец 2015 года/».
3. А3: «Число преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения (единица) / данные за 2016 год/».
4. А4: «Региональный объём всей проданной алкогольной продукции в литрах чистого спирта / данные за 2016 год /».
5. А5: «Число правонарушений, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции (единица) / данные за 2016 год / ».
6. А6: «Сила регионального антиалкогольного законодательства, - рассчитывалась на основе двух подпоказателей А6.1. «Количество часов запрета продажи алкоголя в сутки» и А6.2. «Количество дней в 2016 году, когда полностью запрещена продажа алкогольной продукции».
В настоящем «Рейтинге Трезвости Регионов - 2017 года» был проанализирован объем продаж 12-ти видов алкогольной продукции, по аналогии с рейтингом 2016 года, но в отличие от рейтинга 2015 года, где анализировались продажи лишь 2-х видов (пиво и водка). Второй год подряд экспертная команда в целях повышения объективности и репрезентативности учитывала объем продаж всех видов алкогольной продукции, по которым имелась официальная статистика. При этом каждый из видов алкогольной продукции исследовался отдельно, а затем был объединен в один критерий А4 «Продажа алкогольной продукции в литрах чистого спирта на душу населения». В 2017 году учитывался объем продаж по следующим видам алкогольной продукции:
1. Водка.
2. Ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта до 25%.
3. Ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта свыше 25%, коньяк и коньячные напитки.
4. Коньяк и коньячные напитки.
5. Вино (натуральное).
6. Вина игристые (шампанские).
7. Винный напиток, произведенный без добавления этилового спирта.
8. Винный напиток, произведенный с добавлением этилового спирта.
9. Вина ликерные, фруктовые и другие.
10. Сидр, пуаре, медовуха.
11. Пиво.
12. Напитки, изготовленные на основе пива.
Значение показателей А1, А2, А3 и А5 использовалось в виде, приведенном на 100 тыс. населения для каждого субъекта Российской Федерации. Значение показателя А4 использовалось в виде, приведенном на душу населения субъекта Российской Федерации, а подпоказатели А6.1. и А6.2. использовались в абсолютном виде.
Все данные по каждому региону, на основе которых составлен настоящий рейтинг, в 2017 году были взяты из открытых источников Росстата и статистики профильных ведомств.
При составлении настоящего рейтинга были использованы статистические показатели, представленные следующими открытыми источниками данных:
1. Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
2. Статистические данные Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).
3. Данные Министерства здравоохранения Российской Федерации.
4. Данные Министерства внутренних дел Российской Федерации.
5. Центральная база статистических данных - интегрированный информационный ресурс, содержащий информацию по основным
разделам статистики.
6. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) - официальная статистическая информация,
формируемая субъектами официального статистического учета в рамках Федерального плана статистических работ.
Команда Федерального проект «Трезвая Россия» в качестве мер по усовершенствованию антиалкогольной политики в Российской Федерации предлагает действовать в рамках уже сформированных и поддержанных обществом в 2017 году следующих антиалкогольных социальных инициатив:
- продвижение законодательного механизма для введения возрастных ограничений по продаже алкогольной продукции с 21 года («Закон-21»);
- установление федерального законодательного запрета на продажу алкоэнергетиков по итогам успешной региональной законодательной практики;
- усовершенствование работы региональных исполнительных органов власти по борьбе с контрафактом и суррогатом алкоголя;
- развитие региональных систем «Спорта шаговой доступности»;
- активизация деятельности по развитию региональных «Социальных лифтов» для молодежи;
- социально-ответственное регулирование алкорынка (баланс акцизов и карательных мер в интересах здоровья общества, а не финансовой выгоды алкогольных картелей);
- ужесточение ответственности в сфере нелегального оборота алкогольной продукции, путем установления десятикратной имущественной ответственности правонарушителя к сумме выявленных нарушений;
- системное развитие единой, ясной, эффективной федеральной антиалкогольной государственной политики (согласованный социально-ответственный подход министерств и ведомств, субъектов законодательной инициативы);
- совершенствование мер профилактики употребления алкогольной продукции («Урок трезвости» Федерального проекта «Трезвая Россия»);
- внедрение стандартов реабилитации лиц, страдающих от алкогольной зависимости (стандарты реабилитации, разработанные Независимой Наркологической Гильдией);
- совершенствование института общественного контроля, в том числе в области общественных проверок оборота алкогольной продукции.
Команда Федерального проекта «Трезвая Россия» готова оказать субъектам Российской Федерации экспертную поддержку при выработке качественных мер в сфере защиты здоровья граждан России от алкоголя.
Полную информацию и обсуждение по теме вы сможете найти на нашем telegram - канале:
|