Многие века назад место слияния двух рек Уды и Селенги служило оживленной переправой на Великом Чайном пути. Пригород столицы Бурятии обладает уникальным археологическим комплексом - раскопками оборонительных сооружений Иволгинского гуннского городища. Этот комплекс входит в число важнейших археологических памятников хунну (гуннов) на территории Бурятии.
Это был крупный
военный, административный, торгово-ремесленный, культурно-хозяйственный
центр хуннской империи. Население древнего города составляло около трех
тысяч человек. Здесь раскопаны 51 жилище и ремесленные мастерские.
Артефакты
как на городище, так и в расположенном рядом могильнике датируются
временем основания города -1 веком до нашей эры. Именно поэтому можно
предположить, что на Гуннском городище, возможно, располагалась столица
одного из хуннских вождей - шаньюев.
Город Улан-Удэ - столица Бурятии, расположен на той же территории, где и предполагаемая древняя столица гуннов. Это - редкость в мировой практике. Слияние Селенги и Уды, их обширные, плодородные долины издревле считались стратегически важной точкой, выгодной для оседлого проживания. Эта проторенная дорога на караванных путях никогда не пустовала.
Эпоха гуннов (хунну, сюнну) занимает особое место в истории Центральной Азии
В конце III века до н.э. произошло усиление гуннов, обитавших на северо-востоке от Китая. Они смогли в короткий срок разбить военные силы дунху, юэчжей и других соседних кочевых племен. Влияние их распространилось на огромную территорию от Центральной Монголии до Восточного Туркестана.
За время своего существования гунны создали действенную, четкую структуру своего общества: эффективную централизованную систему управления подвластными землями, аппарат чиновников, мобильную, боеспособную армию, зачатки налогообложения и городской культуры. Все это позволяет рассматривать гуннское общество как формирующееся государство особого типа.
Империя Хань, крупнейшее государство Древнего Востока, вынуждена была признать государство Хунну равным себе. Заканчивается эпоха азиатских гуннов в I в. н.э. постепенным распадом державы. Разработка важнейших проблем истории и культуры населения степей Евразии во многом связана с изучением гуннского племенного союза. История этого изучения ведет свое начало с трудов знаменитого древнекитайского историка Сыма Цяня (конец II в. до н.э.). Литература о гуннах насчитывает несколько сотен наименований. Тем не менее многие вопросы остаются нерешенными, например, вопрос о происхождении языка, этнической принадлежности и другие.
Реконструкция гунна
(автор Н.Н. Мамонова)
Китайские источники сообщали, что «северные варвары следовали за пасущимся скотом в поисках травы и воды» - эта фраза китайских историков стала стереотипной при характеристике основных хозяйственных занятий своих северных соседей - гуннов. Но в связи с открытием и исследованием археологических памятников решающая роль стала отводиться археологическим материалам как надежным, объективным источникам по истории гуннов.
Находки из Иволгинского археологического комплекса (городища и могильника), из захоронений Ильмовой Пади, Черемуховой Пади, Дырестуйского Култука и других памятников во всем многообразии показали мир духовной и материальной культуры гуннов, ее высокий уровень.
Благодаря археологическим раскопкам, у гуннов было выявлено комплексное хозяйство, где наряду со скотоводством значительное развитие получили ремесла и земледелие. Антропологический состав населения был также неоднороден и включал монголоидные, европеоидные и смешанные типы. Погребальная обрядность фиксирует социальную дифференциацию общества и сложный спектр отношений кочевников-скотоводов и оседлого населения (земледельцев, ремесленников).
Все они вместе составляли единую структуру государства гуннов, представляющего собой синтез кочевой и оседлой земледельческой культур. Данные последних исследований показывают, что в кочевых обществах Центральной Азии происходили более сложные социально-экономические процессы, чем считалось ранее. Это был один из древнейших опытов создания обширных империй с их как положительными, так и отрицательными последствиями.
Созданная гуннами уникальная модель существования степной державы - военно-политическая и экономическая - оказалась устойчивой во времени и успешно применялась в последующие времена у тюрков, уйгуров, киданей, монголов. Через сотни лет она в точности повторилась в империи Чингис - хана и дожила до XVII века у бурят в организации облавной охоты (Зэгэтэ-аба). Сутью ее являлся жесткий военный порядок - десятичная система (десятки, сотни, тысячи, тьмы), административное деление на правое, левое крыло и центр (ставка). Исследователи считают, что гуннами было создано первое кочевое государство в Центральной Азии. Это было одно из первых государственных образований на карте современной России.
Фрагмент войлочного ковра
(могильник Ноин-Ула)
Также гунны оказали огромное влияние на дальнейшее развитие истории и культуры государств раннего средневековья Евразии. При создании своей могущественной державы гунны покорили многие племена в монгольских степях, на Саяно-Алтае, в Семиречье и на Тянь-Шане. А ушедшая в IV веке на запад, в Южную Европу, воинственная гуннская орда перекроила экономическую и политическую карту евразийских степей. Это были уже события и процессы мировой истории рубежа эр и раннего средневековья.
Гунны являются общими предками многих, прежде всего тюркских и монгольских народов. Археологические памятники эпохи гуннов расположены на огромной территории Центральной Азии. В Бурятии они сосредоточены в основном на юге. Среди всех памятников есть хорошо изученные и особо ценные для истории объекты. Прежде всего, к ним относится памятник мирового значения - Иволгинское городище. Раскопки на Нижней Иволге предоставили нам богатейшие сведения об экономике гуннского общества, теплом жилище, быте, занятиях, мировоззрении и других элементах и аспектах истории и культуры уже оседлого населения государства Хунну.