|
Рудник «Глубокий» получил такое название неспроста — его нижний горизонт находится более чем в 600 метрах под землей |
Уран
(лат. Uranium), U, химический элемент III группы периодической системы
Менделеева, атомный номер 92, атомная масса 238,0289, относится к
актиноидам. Радиоактивен, наиболее устойчивый изотоп 238U (период
полураспада 4,47-109 лет). Название от планеты Уран. Серебристо-белый
металл, плотность 19,04 г/см3, температура плавления 1134°С. Химически
активен (порошкообразный уран при нагревании загорается). Минералы —
уранинит, настуран, урановые черни, карнотит, тюямунит. Природный уран
состоит из смеси трех изотопов: 238U (99,282%), 235U (0,712%) и 234U
(0,006%). Уран — ядерное топливо, из него получают изотоп плутония
239Pu. 235U — вторичное ядерное горючее и тот самый «взрывной» изотоп.
Преданья старины глубокой
|
Заброшенный с 1995 года аэропорт. Но, по некоторым сведениям, авиасообщение с Читой планируется возобновить |
Приаргунье. Даурия. Древнее, овеянное сотнями мифов и легенд место.
Здешние степи и невысокие, лишенные леса сопки, всегда связывали с
именем Чингисхана, где-то здесь даже пытались отыскать его тайное
захоронение. Не нашли. Но в том, что приаргунские степи связаны с его
именем, никаких сомнений нет. Уже не первый год археологи ведут
раскопки древнего поселения — Хирхиринского городища. Уникальность его
в том, что городище является едва ли не единственным доказательством
оседлой жизни монголов в Забайкалье в XII-XIII веках, и принадлежало
оно племяннику Чингисхана Есунгу. А недалеко от села Кайластуй
(основано казаками как Хайластуйский пограничный караул, через него
проходили торговые пути между Россией и Китаем) начинается «Вал
Чингисхана», который уходит на запад и там, дальше, теряется в
монгольских степях. Одни считают, что воины древнего владыки строили
его как оборонительное сооружение, другие уверены, что вал этот
появился задолго до Чингисхана и никакого отношения к «самому доброму
повелителю» не имеет.
|
«Десятка», ставшая знаменитой на всю страну. Где-то за этим забором отбывает срок Михаил Ходорковский |
Но особенности района можно проследить в названиях населенных пунктов,
многие из которых имеют бурятские и монгольские корни. Например, село
Капцегайтуй на реке Аргунь означает «глубокое ущелье», «обрыв»,
«скала». Или Маргуцек, наименование которого переводится как
«бодающиеся быки» — нечто подобное можно увидеть в очертаниях двух
сопок неподалеку. В некоторых названиях отразилась и история этих мест.
Есть предположение, что село Соктуй-Милозан переводится как «шатающаяся
походка» — именно так ходят люди, пораженные чумой. По преданиям,
несколько раз село выкашивала эта страшная болезнь.
День вчерашний
|
Краснокаменская ТЭЦ — единственный источник электричества, горячей и холодной воды для целого города |
|
Памятник первому директору ПГХК Сталю Сергеевичу Покровскому |
|
Еще недавно, каких-то три десятка лет, этот город, считающийся
Жемчужиной Забайкалья, можно было встретить далеко не на каждой карте.
Продажа билетов на авиарейсы и поезда также была доступна не каждому —
требовалась или местная прописка с огромными буквами ПЗ (пограничная
зона) на штампе, либо официально оформленное приглашение (вызов) от
проживающих в этом городе. Имя ему — Краснокаменск. Расположенный в
юго-восточном Забайкалье, у отрогов Аргунского хребта, в 560 километрах
от Читы, город ведет свое существование с 1968 года, когда в голой
степи появился первый пятиэтажный дом. Своим существованием
Краснокаменск обязан открытому в 1963 году Сосновской
геологоразведочной экспедицией уникальному месторождению урана —
основному сырью для производства оружейного плутония, столь
необходимого СССР в бурно развивающейся гонке вооружений. Имя город
получил в честь одноименного поселка, названного так геологами из-за
огромной скалы красного цвета (Красный Камень), служившей им ориентиром
среди бесконечных однообразных сопок.
|
Вокзал
расположен в нескольких километрах от города. Для пассажиров, впервые
прибывающих в Краснокаменск, это часто становится настоящим откровением |
|
«Автомаркет»
— единственный магазин автозапчастей с собственной СТО. Список всего,
что здесь представлено, стремится к бесконечности |
|
Нельзя в полной мере утверждать, что Краснокаменск в период своего
становления и развития был всесоюзной стройкой — да, жилье и вся
необходимая инфраструктура возводились ударными темпами, но основное
участие в этом принимал стройбат, состоящий преимущественно из
уроженцев Средней Азии. А вот работа в подразделениях ПГХК,
Приаргунского Горно-Химического Комбината (те самые урановые рудники и
перерабатывающие предприятия) действительно собрала людей со всей
страны. Еще бы — закрытый город, прямое московское снабжение, зарплата
в 500 рублей и выше при «общесоюзных» 120, каких-то два года очереди на
получение собственной квартиры. Неудивительно, что в считанные годы
Краснокаменск стал вторым по численности населения городом Читинской
области. Построенный по принципу всех закрытых и предельно
централизованных городов, он представляет собой по существу спальный
район — все предприятия расположены за городской чертой, снабжение
электричеством и водой происходит из единственного источника —
Краснокаменской ТЭЦ. Расположенная к юго-востоку от города, ТЭЦ
строилась там в полном соответствии с розой ветров: доминирующий
северо-западный ветер уносит весь дым в сторону от жилых массивов, в
безлюдные забайкальские степи. А уж ветра здесь — что надо, дуют все
365 дней в году, засушливой весной поднимая настоящие пыльные бури.
|
Именно с этого дома под номером 102 было начато строительство Краснокаменска |
|
Проспект Строителей — центральная магистраль и единственная улица Краснокаменска, имеющая собственное название |
|
Нумерация домов — опять же в полном соответствии с основами «закрытого»
градостроительства. Город состоит из нескольких компактных
микрорайонов, причем первая цифра дома означает номер микрорайона. Так,
дом 711 есть не что иное, как 7 микрорайон, 11 дом. Как правило, все
пятиэтажные дома (за исключением аналогичных иркутских «хрущевок» в
самых старых микрорайонах) имеют современную планировку, а количество
подъездов в одном доме может достигать тридцати трех. Единственная
улица Краснокаменска, имеющая собственное название — Проспект
Строителей. Впрочем, проспектом назвать ее достаточно сложно — вся
центральная часть города по периметру составляет не более четырех
километров. Однако ширине ее проезжей части и придорожным аллеям
позавидуют иные центральные магистрали Иркутска. Плюс ко всему,
основные транспортные артерии Краснокаменска снабжены разделительным
барьером, а то и газоном, исключающим выезд на встречную полосу. А по
обочинам практически повсеместно стоят небольшие металлические заборы с
разрывами только в местах оборудованных пешеходных переходов. Добавьте
сюда две полосы в каждом направлении, внятное светофорное
регулирование, адекватно установленные дорожные знаки и указатели при
почти полном отсутствии транспорта — езда в таких условиях превращается
в настоящее удовольствие.
Цепная реакция
|
Крыши домов буквально ощетинились десятками
спутниковых антенн |
|
Два
лежачих полицейских между школой и детским садом с ограничением
скорости до 10 км/час. Поверьте, лучше двигаться здесь еще медленнее |
|
Сопка
«Березовая грива» — одно из наиболее известных мест отдыха горожан.
Увы, человеческое пребывание на ней оставляет не только хорошие следы |
Это началось по всей стране. Гласность, перестройка, все люди братья,
поголовное сокращение ядерного оружия — в таких условиях Краснокаменск
как цельный организм смог продержаться до осени 1990 года, продолжая
доедать остатки из московских эшелонов и подчищая закрома ОРС (отдела
рабочего снабжения). Снятие с города грифа секретности, возможно, и
помогло в межгосударственных отношениях двух великих держав, но
ситуацию в самом Краснокаменске явно не улучшило. И дело не в том, что
город стал доступен для всякого рода приезжих торговцев и иных
личностей, в основном кавказской наружности — коллапс оборонной
промышленности и тотальное разоружение привели к тому, что уран просто
стал никому не нужен, а градообразующее предприятие, равно как и город
в целом, вплотную приблизились к черте «выживай, как знаешь». Сложилась
парадоксальная ситуация — родная страна в уране не нуждается, а за
рубеж продавать его, как стратегическое сырье, запрещено. Вдобавок,
шахтеры все глубже проникают в рудное тело, пробивая в нем все новые
горизонты, что автоматически увеличивает себестоимость урана, тогда как
ставший независимым Казахстан, на территории которого складировался
уран с самых первых горизонтов (и, соответственно, самый дешевый),
начинает его свободную продажу. Впрочем, скоро и сам Краснокаменск
получает возможность распоряжаться частью добываемой руды. Но это
вызывает протесты со стороны компаний из ЮАР, считавшихся до этого
времени практически монополистами на мировом рынке этого металла. ПГХК
обвиняют в демпинге и грозят международными судебными санкциями, в
город прибывают комиссии, но после всех подсчетов выясняется — при цене
килограмма концентрата в два раза меньшей, чем уран из Южной Африки,
комбинат все равно получает прибыль! Краснокаменским ураном начинают
интересоваться бизнесмены из США, но ситуация принципиально не меняется
— централизованное снабжение уничтожено, шахтеры месяцами сидят без
зарплаты, объемы добычи неуклонно снижаются. Стремительно
обесценивается жилье, многие не выдерживают и покидают еще недавно
такой молодой и цветущий город. Кажется, перспектив уже никаких не
предвидится, но предприятие смогло подняться с колен, и с середины 90-х
объемы добычи урана сначала робко, но потом все увереннее начинают
увеличиваться. В город возвращаются жители, возрождаются рабочие места,
вновь становится достойной зарплата.
День сегодняшний
|
Заброшенная воинская часть. Говорят, расформировали
ее случайно, по ошибке |
|
После того как при строительстве этого дома обрушилась часть перекрытий, все работы на объекте заморожены. Похоже, навсегда |
|
Добраться до города можно по автомобильным дорогам областного значения
или по железной дороге — с середины 90-х самолеты в Краснокаменск не
летают. На поезде, может, и надежнее, но по степи он тащится со
скоростью пешехода, так что поездка занимает огромное количество
времени. Однако сейчас из Читы регулярно ходят маршрутки. По асфальту
А-166 до Мациевской, затем около 80 километров по проложенной в степи
гравийке (короткий асфальтированный участок начнется только перед самым
Краснокаменском). Первое, на что обращаешь внимание уже за несколько
километров от города — огромное, просто нереальное количество дач,
коими буквально усыпаны все окрестные сопки. Говорят, что совокупная
площадь всех дачных участков в разы превышает площадь самого города!
Откровения продолжаются и после пересечения городской черты — все
краснокаменские дороги находятся в близком к идеальному состоянии. Что
магистрали, что внутридворовые проезды — везде ровный, хотя и не всегда
очищенный ото льда асфальт, а колодезные люки на проезжей части вообще
отсутствуют как явление.
|
|
Несостоявшийся Дом быта в центре города — и достраивать нельзя, и выбросить жалко |
|
Дело в том, что все коммуникации здесь строились параллельно основным
трассам, а не под ними, так что о наличии хитросплетения труб под
землей свидетельствуют лишь небольшие бетонные сооружения с решетками
для вентиляции. Оказывается, все городские дороги, в связи с
многочисленными жалобами автолюбителей, отремонтировали в прошлом году
по личному указанию мэра (представляете?). Неудивительно, что
дорожно-коммунальное и жилищное хозяйство Краснокаменска занимало
призовые места во Всероссийском конкурсе «Лучшее предприятие ЖКХ». Но в
целом, за десять лет моего отсутствия, город изменился совсем не
радикально. Полностью свернуто жилищное строительство, на своих местах
остался лишь многолетний долгострой. Как, например, несостоявшийся Дом
быта в самом центре города — вовремя не достроенный, теперь он с
молчаливым укором напоминает о лихолетье реформ, лишь пронизывающий
забайкальский ветер периодически о чем-то шумит в пустых глазницах его
окон. Строить его уже нельзя — за десятилетия в бетонных конструкциях
произошли необратимые изменения, а сносить не на что.
|
Церковь на плоской возвышенности — одна из немногих новостроек Краснокаменска |
Зато на небольшой плоской возвышенности недалеко от центра Краснокаменска появилась великолепная церковь из красного кирпича.
Поначалу удивляло отсутствие магазинов автозапчастей и СТО, пока на
окраине города совершенно случайно не наткнулся на современное здание с
таким знакомым названием «Автомаркет». Ну как не заглянуть к
«коллегам»? Оказалось, здесь и СТО по замене всех видов техжидкостей, и
просторный магазин автозапчастей с не поддающимся перечислению,
бесконечным ассортиментом. Иркутск здесь — ближайший сосед, ведь многие
фирмы нашего города являются поставщиками товаров для краснокаменского
«Автомаркета». Здесь же прояснилась и тайна отсутствия в городе
автосервисов — местные водители поголовно ездят ремонтироваться в
Маньчжурию, до которой отсюда немногим более 130 километров. Получается
быстрее, дешевле и качественнее.
|
Никаких люков на дорогах нет, а о наличии подземных коммуникаций напоминают бетонные сооружения в стороне от трасс |
|
|
Автомобильное движение, как уже упоминалось, довольно вялое и редкое, с
преобладанием довольно свежих и вместительных иномарок, вроде джипов и
минивэнов. Оно и понятно — на таких машинах больше товаров из Китая
вывезти можно, да и гравийные дороги легче преодолеваются.
Поговаривают, что гравий для строительства местных дорог возили
прямиков с урановых рудников и карьеров, но пока доподлинно известен
лишь один случай, когда гравий с излучением в 60 микрорентген/час
доставили для отсыпки... парка аттракционов! Шум поднялся, некоторые
головы с плеч полетели, а над городом и окрестностями стал ежедневно
барражировать вертолет с дозиметрическим оборудованием. Более о
подобных ЧП в черте города ничего не слышно, зато несколько лет назад в
домах поселка Октябрьского, расположенного в непосредственной близости
от шахт и карьеров, подвалы стали наполняться радоном. Жителей поселка
немедленно эвакуировали в Краснокаменск, предоставив им благоустроенное
жилье (частного сектора в городе нет вообще). Конечно, форс-мажорные
события происходят, но случается это крайне редко, да и вообще слухи о
смертельной опасности здоровью горожан от близости месторождения
остаются слухами — все же это природный уран, а не взрыв атомной бомбы.
Назад в будущее
|
Один из долгостроев еще времен социализма — несостоявшийся надземный пешеходный переход |
Период полураспада завершен. С ликвидацией ЗабВО из самого города и
окрестностей исчезли воинские части (говорят, одну из частей
расформировали вообще по ошибке), ОАО «Приаргунское производственное
горнохимическое объединение» (бывший комбинат, ныне перешедший в
подчинение Минатома) набирает обороты, находившийся на грани
исчезновения Краснокаменск под руководством энергичной команды
управленцев вновь развивается. Город и район смогли не только сохранить
и приумножить социальную сферу — сейчас здесь функционируют 5
поликлиник, 5 больниц, 18 детских садов, 21 школа, гимназия, 14
учреждений дополнительного образования, центр образования молодежи,
детская школа искусств и художественная школа, два профессиональных
училища, медицинский колледж, филиалы Читинского педагогического и
Ангарского политехнического колледжей, два дома культуры, 10 клубов, 17
библиотек. Но главное не сухая статистика — люди здесь остались
прежними, какими были до всех потрясений: открытыми, добрыми и
гордящимися своим городом. Хочется верить, что с таким потенциалом
Краснокаменск просто обречен оставаться вечно молодым.
Вячеслав СТАРЦЕВ
Автомаркет+Спорт № 6
|