Лед тронулся, господа присяжные заседатели?
Новое состоит в том, что на днях Владимир Путин всё же согласился с предложениями, высказанными в записке первого заместителя руководителя Администрации президента РФ Сергея Кириенко, поручить правительству РФ изыскать средства на финансирование объектов производственной инфраструктуры Жерлового месторождения урана (рудник №6) ППГХО в целях сохранения и развития моногорода Краснокаменск. Ранее с такой просьбой к президенту обращалась Наталья Жданова.
В записке Сергея Кириенко речь идёт о субсидии в объёме 2 миллиарда 461 миллион рублей (515,55 млн. в 2018 году, 1 млрд. 835,8 млн. – в 2019 году и 109,24 млн. рублей – в 2020 году). Пока неизвестно, дано ли президентом такое поручение правительству РФ, но его резолюция на письме Кириенко однозначная: «Согласен». Таким образом, свет в окне по данному вопросу забрезжил.
Чтобы было понятно, о чём идёт речь, напомним читателям, что на протяжении 2015 и 2016 годов в рамках основных мероприятий был проведен первый этап отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Байкальского региона. Правительством Российской Федерации в ноябре 2016 года утвержден перечень из двух отобранных инвестиционных проектов: освоение Холтосонского вольфрамового месторождения в Республике Бурятия и освоение Аргунского и Жерлового месторождения урана в Забайкальском крае.
Проект по разработке уранового месторождения, должен быть реализован в 2016-2025 годах в городе Краснокаменске градообразующим предприятием ПАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", дочерним предприятием акционерного общества "Атомредметзолото" (входит в структуру государственной корпорации "Росатом"). Цель проекта – строительство внешней инфраструктуры, позволяющей предприятию обеспечить запуск и последующий выход на мощность в 350 тыс. тонн ураносодержащей руды в год и сохранить действующий уровень производства урана. Без его реализации возможна остановка предприятия, что может привести к сокращению работников и росту социальной напряженности в регионе. В связи с этим предполагается строительство горнодобывающего комплекса по добыче ураносодержащей руды (рудник № 6), которое включено в инвестиционную программу Росатома.
Для финансирования указанных инвестиционных проектов в рамках Госпрограммы правительственной подкомиссией по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе было принято решение перераспределить 650 млн. рублей бюджетных средств в 2016 году с Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока на Министерство экономического развития Российской Федерации. Однако это решение до настоящего времени не исполнено. На два последующих года – 2018 и 2019-й – финансирование этой подпрограммы тоже не предусмотрено.
Не дать умереть городу
В упомянутом письме Сергея Кириенко упор сделан на социальную важность объекта. Подчёркивается, что г.Краснокаменск с численностью населения 55 тыс. человек, является вторым по величине городом Забайкальского края и расположен вне основных транспортных путей и центров экономической жизни. На протяжении последних 50 лет Краснокаменск полностью зависит от разработки месторождений урана – здесь расположено крупнейшее российское уранодобывающее предприятие ГК «Росатом» - ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение». Основные запасы ППГХО на действующих рудниках практически исчерпаны, оставшихся запасов хватит на 3-4 года. В 2021 году ожидается выход из эксплуатации всех действующих рудников.
В связи с этим Сергей Кириенко видит единственным приемлемым вариантом долгосрочного решения задачи по сохранению столь важного в стратегическом плане города реализацию инвестиционного проекта рудника №6. Его строительство позволит запустить производство к 2022 году и ввести в эксплуатацию 30% от общего объёма запасов ППГХО. Это, по мнению чиновника, гарантированно обеспечит работу предприятия до 2044 года с сохранением рабочих мест до 2500 человек и бюджетную эффективность на уровне 1 млрд. рублей в год (в бюджеты всех уровней).
Пусть убыточно, но социально важно
Тем не менее, как указывает Сергей Кириенко в своей записке, в целом предлагаемый проект убыточен. Общая стоимость строительства рудника №6 составляет 18,5 миллиарда рублей. При этом при текущих прогнозах мировых цен на сырьевой уран убытки по его эксплуатации составят 1,5 миллиарда рублей. Но учитывая социальную значимость проекта госкомпания «Росатом», как основной акционер предприятия, уже профинансировала работы более чем на 1,2 миллиарда рублей. Одновременно запущен механизм получения субсидии федерального бюджета на финансирование строительства объектов инфраструктуры проекта. Ранее, повторим, он прошёл процедуру конкурсного отбора и распоряжением правительства РФ был включён в перечень проектов Забайкальского края, имеющих возможность претендовать на получение мер государственной поддержки.
Далее в записке содержится некоторая неопределённость. В частности, говорится о том, что дальнейшее финансирование проекта со стороны ГК «Росатом» связано с привлечением в него внешних партнёров. Принимая во внимание расположение рудника на юго-востоке Забайкальского края в 80 км. от границы с КНР, в качестве приоритетного направления рассматривается развитие приграничного сотрудничества с китайскими финансовыми и отраслевыми организациями. Прорабатывается возможность заключения долгосрочного контракта на реализацию продукции с китайской стороной.
В то же время проведённые переговоры, говорится в записке Кириенко, показали, что наличие государственной поддержки является определяющим фактором при принятии инвестором решения о вхождении в проект, особенно на его начальной стадии.
Что тут скажешь? Безусловно, пока проект нерентабелен, ждать активности от внешних инвесторов сложно. Если такая активность и будет проявлена, то не ранее чем мировые цены на уран станут настолько выгодными, что и рудник будет получать прибыль, а не убытки.
В настоящее же время остаётся ждать, как отнесётся правительство РФ и, в частности, Минфин к поручению президента изыскать миллиарды рублей на финансирование проекта.
|